Как реагировать на хамство родителей ученицы ( см.)?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как реагировать на хамство родителей ученицы ( см.)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Родители: Мой сын едет на чемпионат России по футболу среди юниоров, поэтому он не успевал выполнять вашу домашнюю работу. Считаю справедливым не ставить оценки в журнал.

Что может ответить учитель: Нет, к сожалению, я не могу ставить оценки не в журнал. Это учебный документ, к тому же, на основании журнала я получаю оплату за проведенные уроки. Я должен фиксировать оценки, чтобы о них не забывал ни я, ни ученики. Но я очень рад, что у вашего сына получается играть профессионально играть в футбол. Давайте в этот раз он пересдаст оценку. А в следующий раз, когда ему нужно будет уезжать, я могу давать ему домашние задания заранее или давать их в той форме, в которой ему удобно их будет делать и сдавать. Но я не могу освободить его от заданий вообще, потому что он получается основное образование.

Учителю не так уж много надо от ребенка. Надо, чтобы он появлялся на уроках регулярно, а если его нет — чтобы было понятно, почему его нет. А когда он появился — чтобы как-то восполнил пробелы в знаниях за то время, что его не было.

Когда школьник в классе — хорошо бы, чтобы на уроке он подавал признаки жизни и мало-мальской заинтересованности в ходе урока. Не отвлекался на посторонние вещи, реагировал на то, что обсуждается в классе, не смотрел в гаджеты на протяжении всего урока, адекватно отвечал на вопросы и сдавал самостоятельные и контрольные работы. А дома — чтобы делал домашнюю работу. А если он всего этого не делает — то хорошо бы иметь возможность обсудить с родителями, что ему мешает все это делать и как ему помочь. Но если и ученик, и родитель обходят учителя стороной, при этом ребенок пропадает, или ничего не делает, или мешает на уроке — у учителя зреет раздражение: он сам никак не может решить проблему, а отклика с той стороны не получает.

Среднему родителю тоже не так уж много надо от учителя. Надо, чтобы он был вежлив с детьми и родителями, чтобы на уроках занимался предметом, а не посторонними разговорами, и чтобы по возможности не отбил детям интереса к предмету. Родители хотят, чтобы в электронном журнале вовремя появлялись оценки и домашние задания, чтобы было понятно, что это за оценки, чтобы двойки не возникали в последний момент, когда уже ничего нельзя исправить. Родители хотят, чтобы сведения, которые сообщаются детям на уроках, были научно обоснованными и не слишком сильно расходились с их собственной картиной мира. Родители хотят, чтобы во время пребывания в школе дети были в безопасности, не подвергались побоям и оскорблениям с чьей бы то ни было стороны.

А у ребенка тоже есть свои соображения. Ему надо, чтобы не было скучно, чтобы он справлялся с предметом, чтобы у него была возможность отвлекаться и отдыхать, когда ему захочется. Ему хочется чувствовать себя успешным. И еще масса разнообразных соображений.

Нужны правила поведения, изложенные понятным для школьника языком

Устав школы школьник все равно читать не будет. И этих правил не должно быть больше десяти. Когда их десятки — размывается ощущение того, что важно, а что нет. (Недавно как раз обсуждали правила православной гимназии в Серпухове, где выпускник взорвал себя на крыльце; здесь как раз столько правил, что совсем неясно, что из этого абсолютно необходимо, что желательно, что менее обязательно).

А там, где есть правила, — должны быть и ясные последствия их нарушения. К примеру, что будет, если телефоном на уроке пользоваться нельзя, а ученик его достал? Что будет, если ученик откровенно грубит учителю? Какими будут последствия лично для него?

В принципе, школа вполне в состоянии принять несколько внутренних решений на педсовете, не выходя за рамки закона.

Отсутствие правил и отсутствие ясных последствий в случае, когда правила нарушаются, переводит школьные конфликты в межличностную плоскость, делает из конфликта скандал.

Сегодня мне позвонил мой большой друг, работающий учителем в одной из соседних школ. В дневнике ученика (а он классный руководитель у этого мальчика) сегодня утром он прочел буквально следующее, написанное нервной рукой родительницы: «У моего сына пропал телефон. Разберитесь!» Не больше и не меньше. Не нужно быть психологом семи пядей во лбу, чтобы понять: родительница не ищет решения проблемы с пропавшим телефоном, а просто использует ситуацию с пропажей для психологической атаки на классного руководителя. Цель ее проста — вывести учителя из равновесия. В идеале, заставить его совершить необдуманный поступок и после использовать эмоциональный ответ моего друга для эскалации конфликта, к примеру, с привлечением администрации или управления образованием. Об этом говорит как способ обращения, так и его «тональность».

В наше ставшее излишне нервозным время атаки на нас, педагогов, как на представителей всей Системы, которые при этом менее всего от родительских нападок этой самой Системой защищены, становятся просто-таки регулярными. И каждый раз агрессия становится все менее прикрытой, а выпады при этом все более изощренными.

Что делать? Как реагировать на агрессию так, чтобы не выйти за рамки педагогической этики, но при этом свести желание напасть на нас вновь — к минимуму?

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Читайте также:  Правила въезда в Турцию в 2022 году

2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Система защиты от клеветы

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Консультация для педагогов «Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию»

Силяева Ирина
Консультация для педагогов «Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию»

Ни для кого не секрет, что педагоги и родители — обычные люди, и, если педагоги по уровню своего воспитания, образования или развития обычно сдержанны и приятны в общении, то среди родителей учеников попадаются отдельные «экземпляры», общение с которыми выбивает из колеи даже самых опытных и стойких учителей. Что делать, если родитель воспитаников негативно настроен против вас? Что делать, если поведение родителя явно «неадекватно»?

В работе любого педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями воспитаников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине педагогов, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т. д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных педагогов, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки воспитателя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда педагог не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

Как правило, «неадекваты»«профессиональные» скандалисты: они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило: отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В образовательном учереждении с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.

Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете заведующего

Помните: в саду главный — педагог, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

Консультация для родителей «Как предотвратить выпадение ребенка из окна?» ДЕТИ ЛЕТАТЬ НЕ УМЕЮТ! Консультация для родителей. Воспитатели : Гринченко Анжелика Сергеевна Халявкина Елена Владимировна Цель: донести.

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников» Нельзя представить современную жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями. У педагогов и родителей единые задачи: сделать.

Консультация для педагогов «Организация прогулки одно из важных средств оздоровления и расширения кругозора воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 26 Консультация для педагогов «Организация.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию» Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для раннего развития личности.

Консультация для родителей «Как разговаривать с беспокойным ребенком» 1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет.

Читайте также:  Жилье в Казахстане: как купить и сколько стоит

Консультация для родителей «Как предотвратить выпадение детей из окон» Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Цель: предупреждения родителей от несчастных случаев выпадения детей из окон. С приходом весны начинают.

Ответственность педагога

Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.

В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?

  • Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.

  • Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.

  • Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.

– Всё чаще слышатся жалобы: детей от телефона и планшета не оторвать, молодёжь ничего не хочет делать и ничем не интересуется…

– Это массово происходит. Ребёнок ничего не хочет из того, что предлагают взрослые. Он готов залипать в чатах, на сайтах. С нашей точки зрения, он проводит время бессмысленно. Почему? Здесь минимум две правды. Мы не оставили ребёнку времени пофантазировать, помечтать, побездельничать. Мы хотим, чтобы он был занят круглосуточно, причём понятной для нас деятельностью, лучше всего результативной и продуктивной.

Другая правда в том, что мир изменился, наши дети с другой планеты, а мы по-прежнему пытаемся к ним подойти старыми методами. И нам только кажется, что мы говорим на одном языке. Раньше жизнь была проще, вызовов было меньше, как и соблазнов. И школа занимала большую часть жизни ребёнка. Сегодня это один из секторов и чаще всего не самый интересный. Понятно, почему ребёнок уходит.

– Нынешние школьники, они какие? Что вы можете сказать о современном поколении мальчишек и девчонок?

– В современном обществе мы стремимся мальчика загнать в рамки: будь послушным, не балуйся, не дерись, туда не лезь, не прыгай, рот закрой. Мы в нём давим мужчину. И чем он старше становится, тем сильнее мы пытаемся подавить в нём, с одной стороны, агрессию, но с другой – и смелость, способность самостоятельно принимать решения, дух испытателя и разведчика. А потом спрашиваем, почему он не смог защитить кого-то. Как мальчик может в нужной ситуации дать в морду и защитить свою девушку, жену, маму, если он не будет драться? Откуда в нём это возьмётся? Как он будет брать на себя ответственность, поведёт за собой людей, будет отстаивать свою точку зрения, если мы это всё в нём задушили, сделали послушным?

Нужен баланс в воспитании. А сейчас многие мужчины (отцы, деды) самоликвидировались или их отстранили от участия в воспитании. Зачастую мальчики не видят даже негативного мужского поведения, чтобы понимать, как делать нельзя. И это проблема.

То же происходит и с девочками. Задумайтесь, как только девочка надела брюки, она перестала быть девочкой. Она сидит как мальчик, ноги поднимает как мальчик, ведёт себя как мальчик. Затем берёт на себя мужские функции.

А мы с этой толерантностью и уходом от патриархальности, с этим ненормальным равен­ством воспитываем «оно».

– Можно ли настроить ребёнка на школу? А главное, поддер­жать эту искру и интерес до конца учёбы.

– Первоклашки все такие. Они готовы слушать и воспринимать информацию. Куда это всё уходит? Родители со временем перестают интересоваться успехами ребёнка, не спрашивают, что он узнал нового.

Но многое зависит от учителя. На встречах с молодыми педагогами я часто говорю: нам надо осознать, что мы, взрослые, никому не позволяем просто так тратить наше время. А на уроке мы претендуем на 40 минут жизни ребёнка. И у него нет выбора, позволить или не позволить нам эти 40 минут. И таких уроков пять-семь в день. Если ты хочешь, чтобы дети сидели, открыв рот, тогда приди и помни, что пользуешься их временем. Может, так нужно подходить и не к каждому уроку, но к работе в целом.

Как отвечать на хамство начальника

А если хамит руководитель? Тоже не реагировать?

– В данном случае мы говорим о хамстве элиты, или кастовом хамстве, которое тоже сейчас процветает. Руководители чувствуют свою силу, власть и хамят, чтобы показать ваше ничтожество. Отвечать хамством на хамство начальнику нельзя. От этого он ещё сильнее взорвётся: «Да кто ты такой, чтобы мне указывать?» Или доведёт до увольнения. Попробуйте занять позицию человека, который управляет ситуацией. Вам что-то сказали едкое, а вы задаёте вопрос: «А почему вы так решили?», «Почему вы себе позволяете так со мной разговаривать?»

А вопрос «почему» не подольёт масла в огонь?

– А как бы вы на него ответили?

Меня бы он как минимум охладил.

– Это и нужно — охладить начальника. И чаще всего они замолкают, и продолжения конфликта не происходит.

Реакция на хамство на работе

Услышав грубость или столкнувшись с игнорированием личного мнения — одни люди тут же дают адекватный отпор, а другие молчат. Так, согласно исследованиям психофизиологов, реакция на хамство заложена в нашем генетическом коде. Поэтому даже свидетели конфликтов испытывают стресс — у присутствующих фиксируются краткосрочные ослабления внимания и памяти. Сложнее же всего приходится жертвам, которые не умею противостоять оскорблениям, ведь у них еще и ослабляется иммунитет, ухудшается психологическое и физического самочувствие, плюс возникают проблемы в личной жизни. В результате самые решительные — это порядка 10 % увольняются из неблагополучных коллективов.

Что делать, если вам начали хамить в офисе? Советы бывалых

Рассмотрим восемь правил успешного разрешения конфликта на рабочем месте:

  1. Никогда не уподобляйтесь своему визави, станьте его полной противоположностью, чтобы каждый из свидетелей видел — конфронтацию начал он, а вы просто защищаетесь.
  2. Старайтесь сдерживать эмоциональное волнение, не выдавайте его нервными жестами, прерывистым дыханием или бегающим взглядом, этого от вас добиваются.
  3. Избегайте перехода на личности и нецензурных оскорблений. Если перепалка выйдет из-под контроля, подобное поведение может стать доказательной базой, но уже в суде.
  4. Оценивайте ситуацию, рассчитывая последствия каждого сказанного слова. Когда перед вами типичный мелкий провокатор, на него не стоит тратить много времени и нервов.
  5. Немедленно прерывайте разговор, если вас пытаются оклеветать. Ложь должна быть моментально опровергнута с неоспоримыми железными доказательствами.
  6. Демонстративное безразличие — лучшая тактика сопротивления, она быстрее всего приведёт обидчика к условному «разбитому корыту» и непониманию происходящего.
  7. Когда незаслуженно хамит или грубит начальник, парируйте одним простым вопросом: «Чем, простите, я заслужил подобное отношение к себе?»
  8. Если вы новенький в коллективе, внимательно наблюдайте за поведением остальных коллег. Возможно, это своеобразная проверка на дисциплинированность.

Те, кто должен защищать: хамство со стороны воспитателей

К сожалению, встречается и такое: педагоги могут перейти грань и вести себя с детьми некорректно. Что могут сделать родители, чтобы этого не произошло?

  • Во-первых, иметь хороший контакт с педагогом и получить о нём полное представление: почитать отзывы других родителей, лично поговорить с ним о взглядах на воспитание, регулярно приходить на родительские собрания, — отмечает Елена Владимировна Буренкова. — Во-вторых, подробно расскажите педагогу об особенностях ребёнка: он спокойный или активный, непривередливый или капризный. Обсудите с педагогом свои пожелания и тревоги. Любая информация поможет понять ребёнка и найти к нему персональный подход.

Не вешайте на них свои проблемы

Откровенно говоря, мы, взрослые, вступая в подростковый возраст ребенка, очень много знаем про него и очень мало — про себя. Что со мной самой происходит в это время, почему у меня дрожат руки каждый раз, когда я начинаю думать про его экзамены, почему мне так страшно его отпускать? Во многом это наши тревоги, наши волнения, которые мы обрушиваем на ребенка, чтобы он нас утешил и успокоил. Помимо того, что лежит на нем самом: гормональная буря, ответственность за собственную судьбу, неумение разбираться, что с ней дальше делать, отсутствие позитивных способов справляться со своими возрастными задачами…

Читайте также:  Как будет назначаться пособие по уходу до 1,5 лет с 2023 года?

Еще одна задача, которая стоит перед нами, когда у нас дети-подростки, — самим не разрушаться от подростковых проблем.

Да, мы не железные, мы тоже можем сломаться, иногда это имеет даже какой-то неожиданный воспитательный эффект, но постоянно демонстрировать ребенку, что он тут взрослый и отвечает за маленькую беспомощную маму и большого беспомощного папу, — слишком тяжелая для него ноша.

Могу посоветовать вам неплохие книги, в которых вы найдете психологический взгляд на проблему. Возможно, они помогут вам лучше понять своего ребенка и найти с ним общий язык.

В книге Лоуренса Стейнберга «Переходный возраст» собраны серьезные научные исследования, повествующие о физиологической и психологической перестройке организма подростка.

Вы узнаете как думает ваш ребенок, какие методы защиты его от самого себя существуют, какую помощь вы способны оказать, чтобы он мог самостоятельно регулировать свои эмоции и чувства, научился контролировать себя.

В этой книге масса ценных советов, а небольшой недостаток кроется лишь в сложности темы и как следствие непростом восприятии для читателя. Пользы масса, но не надейтесь на то, что чтение будет легким.

В разы меньше физиологии и объяснений, а основной упор на психологию подростка в книге Януша Корчака «Уважение к ребенку». Доверие, уважение и свобода дадут вам куда больше преимуществ, нежели крики и наказания, которые лишь выстаивают дополнительные стены между вами.

Родителям действительно сложно отпустить малыша, который еще вчера падал на ровном месте и пытался засунуть в нос конфету. Эта книга поможет вам сделать первые шаги к дружбе со своим ребенком и научиться смотреть на него иначе.

Ну и последняя книга максимально проста: «50 секретов для родителей. Воспитание подростков» Валентины Резниченко.

Существуют распространенные проблемы, с которыми сталкиваются все родители. К примеру, как сформировать уважение у девочки, что делать если не знаете ответ на вопрос ребенка, можно ли уберечься от влияния улицы, что делать, если вы злитесь, когда подросток не слушается. В этой книге собраны ответы на эти вопросы.

ШАГ 3: ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ

Прежде чем «научить» хама хорошему поведению, задумайтесь, чего вы хотите добиться своей реакцией. Показать ему, как омерзительно его поведение? Это включит вас в круговорот грубости. Маловероятно, что чужой человек скажет: «Спасибо, что обратили внимание на мою бестактность. Я больше так не буду». В данном случае главное – отчетливо донести до хама мысль, что он не имеет права вести себя подобным образом по отношению к вам. Конечно, без агрессии и нападок.

Психолог Анна Мстиславская предлагает рассмотреть эту ситуацию с точки зрения транзактного анализа: «Согласно транзактному анализу, в каждом из нас есть 3 состояния «Я» – Родитель, Взрослый, Ребенок. С позиции Родителя нам привычно поучать других, показывать, что хорошо, а что плохо. Но не стоит забывать, что Родитель не только критикует (Критикующий Родитель), он также заботится о других (Заботливый Родитель). Реакцией на хамство с позиции Критикующего Родителя будет: «Что вы себе позволяете? Как вы можете так со мной обращаться?». Такая реакция не ведет к дальнейшему конструктивному диалогу. Заботливый Родитель хочет помочь другому, пытается понять его потребности. Это более конструктивный подход. Из позиции Заботливого Родителя мы можем сказать: «Я вижу ваше недовольство моим поведением/ моим поступком, мне очень жаль» или же использовать несколько манипулятивную фразу: «Как я могу вам помочь?» Так мы показываем свою силу и в то же самое время не опускаемся до грубости».

Взрослый при столкновении с хамом, скорее, уклонится от прямого конфликта – промолчит или извинится (в зависимости от ситуации), без оправданий. Находясь во Взрослом состоянии, мы способны понять, что движет человеком, почему он так груб с нами.

Надо быть спокойным и упрямым

У хамства два лица — это либо коммуникативная некомпетентность, либо инструмент для достижения каких-либо целей. Как правило, неспособность спокойно, не оскорбляя собеседника, донести до него вою точку зрения — это следствие неправильного воспитания. Человек убежден, что хамство — это нормально. Потому что так поступали его родители и все близкое окружение. Он просто не знает, что можно иначе. Другой вариант — это те, кого родители целенаправленно учили давать сдачи. Но как учили? Советовали ударить, толкнуть, нагрубить в ответ. После первого удачного опыта ребенок понимает, что с помощью агрессии можно защититься. А после второго, третьего, четвертого разов появляется уверенность, что кулак и грубое слово — универсальный способ добиться всего, чего хочется.

— Если вы понимаете, что собеседник хамит вам с какой-то целью, то поберегите свое время и нервы и спросите напрямую, что именно ему нужно. — советует Дарья Соболева. — Не факт, что хам услышит вас с первого раза. Не тушуйтесь — задайте вопрос ещё раз. Не отвечает со второго раза — спросите в третий. Главное — делать это четко и спокойно. Рано или поздно хаму придется как минимум ответить на ваш вопрос, а для этого он будет вынужден хотя бы на время перестать говорить гадости. И вот теперь перехватывайте инициативу, объясняйте, что выполнить его требование вы, увы, отказываетесь по весьма веским причинам. Потом заканчивайте разговор.

Если же вы столкнулись с хамом, который унижает окружающих без конкретной цели, просто потому что не может иначе, современная наука коммуникации советует выбрать один из трех способов в зависимости от ситуации.

Способ третий. «Да, дорогая!»

Согласитесь с хамом. Но только в том, в чем действительно можно согласиться. То есть в его праве иметь собственную позицию по конкретному вопросу. Например, у многих есть заклятые подружки или зловредные коллеги, которые не упустят случая в резкой форме отметить, что им не нравится ваш макияж, новый костюм вам категорически не идет, ноги у вас слишком короткие, а последний доклад, сделанный вами, ниже всякой критики. Что делать? Соглашайтесь! «Да, Ирина Викторовна, у нас с вами действительно разные вкусы! Не нравится мой костюм? Пожалуй, он не в вашем стиле! Ноги не такие? Да, мне не повезло. Ничего не поделаешь — ноги не роскошь, а средство передвижения! Доклад плох? Согласна, он несовершенен. Я над этим работаю.»

Может показаться, что все эти способы основаны на изрядной доли занудства. Не без этого. Но тут уж выбирайте, что вам ближе — молчаливое переживание чужого хамства, ответная грубость или вежливое спокойствие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *